Разделы сайта

Главная

Информатизация

 
  • Информация — общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов, используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В зависимости от содержания, способа получения, характера и других параметров информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выбо­рочную; на избыточную и недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную; на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопле­ние, хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуще­ствляются с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и дру­гих материальных средств (носителей информации).
  • Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информа­цией различных групп пользователей.
  • Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользо­вателей (учителей, научных сотрудников, руководителей науч­ных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.
  • База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.
  • Информационный запрос — сформулированное на естественном языке со­общение о потребности абонента получить определенную инфор­мацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты об­ращения в систему все запросы делятся на по­стоянные и разовые.
  • Постоянные запросы могут быть двух типов: запросы абонентов, обслужи­ваемых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ); стандартные за­просы, в которых зафиксированы обобщающие тематические признаки какой-либо проблемы без ее детализации, территориальной привязки и других ограничений, например, по языку, виду документов, хронологии, накладываемых отдельными пользователями.
  • Разовые запросы — нерегулярные запросы пользователей в систему. Про­водятся как по всему информационному массиву, тик и в заданной его час­ти, например, в массиве документов, введенных в систему за два последних года, или по какой-то тематической базе данных, например истории педаго­гики, методике преподавания физики и т.д.
  • Другое основание деления информационных потребностей — в зависимо­сти от их содержания:
  • — тематические запросы, ориентированные на получение библиографиче­ской информации по какой-либо проблеме или нескольким проблемам;
  • — авторские запросы, ориентированные на поиск работ определенного ав­тора или группы авторов;
  • — запросы на поиск педагогической литературы на определенном языке;
  • — запросы на поиск статей, опубликованных в определенном периодиче­ском из­дании (научно-педагогическом журнале, газете и т.д.);
  • — запросы на поиск рецензий, переводов, неопубликованных документов (дис­сертации, депонированные рукописи, материалы передового педагоги­ческого опыта, отчеты о зарубежных командировках);
  • —запросы на поиск публикаций по неполным библиографическим данным, тре­бующим уточнения элементов библиографического описания;
  • — комбинированные запросы, включающие различные требования (напри­мер, за­просы на поиск paботы определенного автора по той или иной теме).
  • Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).
  • Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.
  • Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.
  • Информационное обеспечение системы образования — информи­рование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведе­ниями и техническими системами, обеспечивающими пря­мую и обратную связь системы образования с другими общественными сис­темами.
  • Информационные потребности работников образования — осоз­нанные специалистами потребности в получении определенных данных для ре­шения научных и практических задач в сфере образования. Информационные по­требности пользователей относительно устойчивы, характеризуются постоянным интересом к определенной тема­тике, видам и формам информационных услуг. В то же время по мере их удовлетворения содержание и форма этих потребностей меняются. Они исчезают и возникают вновь, создавая новую познавательную си­туацию. Это – особый вид познавательной и практической деятельности, внутрен­нее пе­реживание человека. Будучи осознанными, информационные потребности активно влияют на включенность пользователя в научно-информационную дея­тельность, на его выбор новых видов и источников информации.
  • Различают объективные и субъективные, текущие и ретроспективные, норматив­ные (стандартные) и нештатные (нестандартные) информационные потребности.
  • Информационные потребности руководителей (директора образова­тельных учреждений; научно-исследовательских институтов, ответственные ра­ботники министерств и ведомств) — определяются характером их деятельности, нормативными и нештатными потребностями. Информация выдается из потока текущих документов, в которых освещаются главные направления решения тех пли иных проблем, дается прогноз развития образовательных систем на ближай­шее будущее. Это практически обеспечивает наличие в системе необходимой и достаточной информации для выполнения руководителями возложенных на них текущих задач управления. Вместе с тем ориентация информационного обеспе­чения только на норма­тивные потребности не может охватить все ситуации, кото­рые могут воз­никнуть в управлении. Поэтому следует также учитывать реальные информационные потребности, которые мoгyт быть выявлены на основе анализа фактически решаемых задач, отклонений от типичных ситуаций, встречающихся в практике. Информация руководителям представляется в виде ин­формационного сообщения, обзора или аналитической справки.
  • Информационные потребности учителя – потребности учителя в полу­чении информации, необходимой для повышения уровня своей про­фессиональ­ной подготовки, пополнения и постоянного совершенствова­ния знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.
  • Информационные потребности учителя имеют общественное значение, по­скольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя форми­руются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая дея­тельность.
  • Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без зна­ния кото­рых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хо­рошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он пре­подает, на высоком профессиональном уровне орга­низовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, разви­вать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.
  • Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается вос­питателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учите­ля возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значи­тельно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессио­нальных и общественных обя­занностей, между производственной и непроизвод­ственной сферой деятельности, работой и свободным временем.
  • Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потреб­ности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуж­даются в до­полнительной информации, касающейся методики воспитатель­ной работы. Имеют свою специфику информационные потребности моло­дых учителей, кото­рые только начинают работу в школе.
  • Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децент­рализованный подход. На­циональный институт образования координирует работу системы путем ряда кон­трактов. Поставщиками информации высту­пают отдельные кафедры и лаборато­рии при университетах и исследова­тельских организациях, специалисты, зани­мающие лидирующее положение в Данной области. В сеть входит 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенное направление педагогики, отбор, ин­дексирование и рефе­рирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление ан­нотированной библиографии по теме, а также за своевременную публика­цию информации о документе в сети. Для публикации отбираются все воз­можные типы документов: монографии, статьи из журналов, исследователь­ские проекты, программы и доклады, справочники, диссертации и методи­ческие разра­ботки. Качество документов оценивают эксперты по новизне, степени доступно­сти, вкладу, который они вносят в науку и практику, степе­ни актуальности. Учиты­вается авторитетность источника, в котором опубли­кованы материалы.
  • Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журналь­ных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CUE) и рефера­тивный журнал для остальных источников (Resources in Education ERIC- RIE), из­дательство реферативных периодических матери­алов.
  • Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обуче­ния и воспи­тания. Для более глубокого изучения материала выходят специ­альные обзоры, в которых представлены наиболее интересные публикации. Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки.
  • Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по Теле­фону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. Ин­формация мо­жет быть распространена с помощью диалогового или ретрос­пективного поиска, избирательного распространения (ИРИ). Центр не только собирает педагогиче­скую информацию, но и активно ее пропагандирует. С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспита­ния, методике препода­вания.
  • Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, ру­ково­дителям народного образования, студентам педагогических вузов и университе­тов, школьным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ве­дется большая работа по обучению информационных ра­ботников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделя­ется информационному обслу­живанию школьных библиотек, студентов пе­дагогических вузов и университетов.
  • Организация информационной службы работников образова­тельных учреждений — включает несколько этапов: уточнение круга лиц, за­интересованных в получении той или иной информации в области образования; определение наиболее эффективных форм обслужива­ния абонентов; поиск ра­зумного компромисса между потребностями специалистов и техническими воз­можностями оперативного доведения научно-педагогической литературы до всех заинтересованных лиц.
Рекомендованная литература по вопросам информатизации
  • Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
  • Алиев А.А. Состояние и перспективы исследований информационных потребностей в области общественных наук /Развитие научной информации по общественным наукам в условиях перестройки. (Материалы научно-практической конференции ИНИОН АН СССР, 25-26 апреля 1988 г.). Часть 2.
  • Аранский В.С. Информационное обеспечение реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
  • Гиляревский Р.С. Основные источники научно-технической информации и их использование //Научно-техническая информация. ВИНИТИ. М., 1972.
  • ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения.
  • Джонатан Д. Файф. Цели, практика и проблемы использования информационных систем в области образования //Перспективы. – 1982. № ?.
  • Иванова Г.В., Хрыкина Г.В. Опыт изучения информационных потребностей учителей средних общеобразовательных школ //Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
  • Мария Гезене Шарлош, Михай Балаш. Служба научно-педагогической информации в Венгерской Народной Республике. Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Общая программа по информации //Бюллетень ЮНИСИСТ, 1986. Т. 14. № 3.
  • Органы научно-технической информации: Справочник. – М.: Изд-во ВИНИТИ, 1992.
  • Полонский В.М. Основные принципы информационной обработки результатов педагогических исследований //Актуальные проблемы совершенствования системы научно-педагогической информации. – М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1985.
  • Полонский В.М. Рубрикатор как средство совершенствования научной и информационной деятельности. Развитие научной информации по общественным наукам в условиях перестройки: Материалы научно-практической конференции ИНИОН АН СССР, 25-26 апреля 1988 г. Часть 2.
  • Полонский В.М. Методика составления информационно-поискового тезаруса по народному образованию и педагогике. Рег. номер 446.89.
  • Полонский В.М. Принципы и методика разработки информационно-поискового тезаруса по народному образованию и педагогике //Принципы и методы автоматизации информационных процессов в отраслевой системе педагогической информации: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  • Полонский В.М. Тезарус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике. Рег. номер 126.91.
  • Прохазкова Хана. Информация и учитель. Прага: ЕИЦ-ПКУ. Карлов университет. 1986.
  • Прохазкова Хана. Роль педагогической информации по проблемам повышения квалификации учителей в международном сотрудничестве социалистических стран //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: - Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Сеть банков педагогической информации: (Пособие). – М.: Изд-во ИНИНФО, 1993.
  • Склянина Л.Н. Пути совершенствования информационного обеспечения научно-педагогических исследований //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники /А.П. Ершов, Н.М. Шиманский, А.П. Окунева, Н.В. Баско; Под. ред. А.П. Ершова, Н.М. Шиманского. – М.: Просвещение, 1991.
  • Юсуфбекова Н.Р. Информационные потребности руководящих работников системы народного образования //Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
  • Янкова Мария. Система и формы научно-педагогической информации в Народной Республике Болгарии //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб.науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Актуальные проблемы совершенствования системы научно-педагогической информации. – М.: Высш. шк., 1985.
  • Ермола А. М. Роль информационно-методического обеспечения в управлении образованием. /Мастерская гуманности: информационный вестник № 4. Харьков: ИМЦ, Рубикон, 1996.
  • Ермола А. М. Целевое управление образованием на основе экспертно-информационного подхода. /Мастерская гуманности: информационный вестник № 5. Харьков: ИМЦ, РЦНИТ, 1997.