Разделы сайта

Главная

Учимся быть бережливыми

 
Энергосбережение это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели по-
стоянно увеличивать ее производство. Человечеством постепенно осознается необходимость перехода как в глобальном масштабе, так и в каждом конкретном месте и случае от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества.
Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте и в школе. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.

 Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира

 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ               

               И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ   ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

На протяжении всего своего существования человечество использовало энергию, накопленную природой в течение миллиардов лет.При этом способы ее использования постоянно совершенствовались с целью получения максимальной эффективности. Все виды деятельности человека связаны с затратами энергии. Так, в самом начале
своего эволюционного развития человеку была доступна только энергия мышц его тела. Позднее человек научился получать и использовать энергию огня. Очередной виток развития человеческого общества — возможность использования энергии воды и ветра.

В XVIII веке была изобретена первая паровая машина, в XIX веке были открыты вольтова дуга, электрическое освещение, изобретен электродвигатель, а затем и электрогенератор.

В XX веке произошла подлинная революция в освоении человечеством способов получения и использования энергии: строятся различные виды электростанций,сооружаются линии передачи электрической энергии высокого иультравысокого напряжения, создаются мощные энергосистемы, появляются мощные системы нефте- и газоснабжения.

 В XXI векеэнергетические ресурсы продолжают играть решающую роль в развитии человеческой цивилизации.

Энергетические ресурсы — носители энергии, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе.Снабжение общества энергией необходимо для обогрева помещений, обеспечения передвижения, выпуска необходимых нам товаров, поддержания работоспособности различных машин, меха-низмов, приборов, освещения, поддержания жизнедеятельности ит. д. Нерациональное использование энергетических ресурсов приводит к их дефициту.Кроме энергетических ресурсов важную роль в жизнедеятельности человека играют природные ресурсы, которые классифицируются по признаку исчерпаемости и разделяются на исчерпаемыеи неисчерпаемые. В свою очередь, исчерпаемые ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относят ресурсы, восстанавливаемые природой (земля, растения, животные и т. д.), к невозобновляемым — ресурсы, ранее накопленные в природе, но в новых геологических условиях практически не образующиеся (нефть, уголь и другие запасы недр). К неисчерпаемым относятся космические, климатические и водные ресурсы.

Выделяются также топливно-энергетические ресурсы (ТЭР).Это материальные объекты, в которых сосредоточена энергия, пригодная для практического применения человеком.Республика Беларусь способна обеспечить себя собственнымитопливно-энергетическими ресурсами только на 14—15%.

Энергетическая политика государства направлена на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь, на снижение энергоёмкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве энергосберегающих технологий.Необходимость проведения политики энергосбережения в Республике Беларусь вызвана рядом причин:

а) недостаточностью обеспеченности собственными топливно-энергетическими ресурсами нашего государства. За счет собственных топливно-энергетических ресурсов республика обеспечивает потребности в энергии на 10—15%.
б) большой энергоемкостью промышленных предприятий таких отраслей производства, как машиностроение, химия, нефтехимия и др., которые длительный период времени существенно не реконструировались;
в) старением основного оборудования предприятий энергетики,на замену которого требуются значительные финансовые средства,что является одной из наиболее важных и сложных проблем энергетики.
В условиях ограниченности собственной ресурсной базы очень актуальными являются проблемы энергетической безопасности республики. Под энергетической безопасностью подразумевается гарантия надежного и бесперебойного энергоснабжения страны в
нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях. Проблема обусловлена тем, что мы покупаем более 80% топлива за границей(преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспечивает энергетической безопасности, без которой не может быть и независимости полити-
ческой .
Таким образом, активизация политики энергосбережения становится приоритетным направлением во всех отраслях экономики, и особенно в промышленности — основном потребителе энергоресурсов.

 

А реализация политики энергосбережения будет достигаться:

  •  за счет снижения энергоемкости продукции;
  •  повышения коэффициента полезного использования топлива;
  •  увеличения в топливном балансе республики доли местных  видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.
«Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь», «Республиканская программа энергосбережения на 2011—2015 гг.», Директива № 3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость —
главные факторы экономической безопасности государства» — это целеполагающие документы в сфере энергетической безопасности,призванные детально регулировать вопросы использования энергетических ресурсов, обеспечения республики требуемыми ресурсами и функционирования соответствующей системы.
Процесс энергосбережения неразрывно связан с экологией. Использование традиционных топливно-энергетических ресурсов непременно ведет к загрязнению окружающей среды. Объекты энергетики дают до трети всех вредных выбросов в окружающую среду.
Опасным является не потребление энергии как таковое, а масштабы самого потребления, а еще более — следствие потребления энергии,т. е. отходы. Исходя из этого логически уместно рассматривать обе общечеловеческие проблемы(энергосбережение и экологию) в комплексе.
Современная экологическая ситуация актуализирует проблему установления гармоничного взаимодействия общества и природы,организовав деятельность по сохранению и восстановлению природных ресурсов, и требует высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения, в том числе и подрастающего поколения.

   КУЛЬТУРА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ГИМНАЗИИ                                                

Сегодня перед нашим государством стоит важная задача — переломить в сознании граждан стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве.
Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома,и в гимназии пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на
занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности.
В гимназии определены задачи познания окружающего мира детьми:
· расширять и углублять знания о самоценности и многообразии мира природы, единстве человека и природы, об общихдля всех живых существ признаках, о взаимосвязи живой и
неживой природы, формировать основы экологической культуры;
· развивать потребностно-мотивационную сферу, интерес к познанию себя и окружающей среды, стремление сохранять прекрасное и приумножать его. И т. д.

Реализация этих задач предполагает не только обогащение и расширение представлений детей об окружающем мире, но и осознание экологической ценности природы в ее неразрывном единстве с человеком. В процессе обучения у школьника формируется

психологическая установка на восприятие природы как ценности,без которой невозможно становление его личности.
Задачи реализуются путем вовлечения ребёнка в разнообразную деятельность: игровую, познавательно-практическую (экспериментальную), художественную, элементарную трудовую, в общение и т. д. Организация различных видов деятельности с целью усвоения представлений, умений, навыков бережного отношения к окружающему миру стимулирует учащегося к проявлению любознательности, творческих возможностей, выражению чувств, активной деятельности. При организации образовательного процесса педагоги используют наблюдения, опыты и простейшие эксперименты,
развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации,моделирование, экологические проекты, и т. д. Выбор различных форм и методов в работе с учащимися определяется предметом познания, задачами, возрастными особенностями.
Педагогическим  коллективом гимназии накоплен эффективный опыт работы по знакомству учащихся с окружающим миром, воспитанию бережного отноше-
ния к природным ресурсам.
 
 
 Полезные советы 
·         По возможности пользуйтесь механическими устройствами ( часами, швейными машинами, мясорубками, терками, обычными ножами, соковыжималками. Зубными щетками, тренажерами и т.д.)
·         Приобретайте электроприборы высоких классов энергоэффективности.
·         Полностью отключайте приборы и зарядные устройства от сети, постоянно находясь в режиме ожидания, они незаметно потребляют большое количество электроэнергии.
·         Используйте кастрюли и сковородки с ровным дном, накрывайте их крышкой, употребляйте небольшое количество воды для приготовления пищи, после закипания переключайте на низкотемпературный режим готовки – это существенно экономит энергию, а так же сохраняет полезные вещества в продуктах.
·         Посуда, в которой готовится пища, должна быть чистой и не пригоревшей. Самой энергоэкономичной является посуда из нержавеющей стали с полированным дном.
·         Применяйте посуду с дном, диаметр которого равен или чуть больнее диаметра конфорки.
·         Подогревайте воду на газу, а не в электрочайнике.
·         Своевременно удаляйте накипь из чайника и нагревательных приборов.
·         Старайтесь кипятить такое количество воды, которое необходимо в данный момент, вместо того, чтобы напрасно кипятить ее «про запас».
·         Не пользуйтесь феном, дайте волосам высохнуть естественным образом.
·         Старайтесь работать на компьютере в течение продолжительных насыщенных периодов, а во время бездействия отключите его и периферийное оборудование сети.
·         Монитор с плоским экраном или ноутбук потребляет много меньше энергии, чем монитор с электронно-лучевой трубкой и стационарный компьютер.

·         Отслеживайте, на что тратится больше всего электроэнергии в вашем доме, - именно это позволит вам обнаружить «пожирателей» и реально начать экономить средства и помогать природе.

Полезные ссылки.