1-ый класс
I. Младший школьный возраст и его особенности.
1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребёнка в школу.
Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
3. Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних и семилетних детей.
II. Как научить детей учиться.
1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания.
2. Содержание школьного образования в начальных классах.
3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.
4. Как развить у ребёнка желание читать?
III. Физическое воспитание школьника в семье и дома.
1. Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника.
2. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.
3. Каждому занятию – определённый час. Памятка для детей и родителей «Делу – время, потехе – час»
4. Леворукость и праворукость. О чём они сигнализируют родителям?
IV. Игра и труд в жизни младших школьников.
1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-ом классе.
3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок уч-ся.
2-ой класс
I. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников
2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
3. Режим питания в школе и дома.
4. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться
II. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.
1. Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и в школе.
2. Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у людей. Культура речи ребёнка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.
3. Памятка детям «Как себя вести, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить»
4. Как научить ребёнка говорить правду?
III. Роль чтения в развитии младших школьников.
1. Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению Воспитание хорошего читательского вкуса.
2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребёнка.
3. Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.
IV. Секретный мир наших детей.
1. Свободное время школьника. Анализ анкет.
2. Ребёнок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое
3. Как правильно организовать летний отдых детей.
3-ий класс
I. Особенности формирования личности ребёнка в различные возрастные периоды.
1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе
2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность уч-ся младших классов.
3. Как развивать память ребёнка?
II. Воспитание коллективизма у учащихся начальной школы.
1. Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
2. Анализ анкет уч-ся «Скажи мне кто твой друг...», сочинений «Друг – это тот, кто...»
3. Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.
III. Роль семьи в воспитании детей.
1. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями
2. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения.
3. Памятка родителям «Заповеди для родителей»
4. Семейные праздники и их значение для ребёнка.
IV. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребёнка.
2. Поощрение и наказание
3. Педагогические ситуации (игра)
4-ый класс
I. Особенности обучения в 4-выпускном классе.
1. Воспитательные и образовательные задачи на новый уч. год
2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
3. Роль семьи в умственном воспитании уч-ся. Методика контроля родителями выполнения детьми Д/З
4. О чём может рассказать школьный дневник?
5. Нравственные уроки начальной школы.
II. Каким растёт ваш ребёнок?
1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников
2. Нервные дети и их воспитание
3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии
4. Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании?
III. Отец и мать – первые воспитатели.
1. Союз любви и разума.
2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей
3. Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности
IV. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю.
1. Физиологические и психологические изменения.
2. Презентация гимназии.
3. Знакомство с учителями-предметниками.
5-ый класс
I. Будем знакомы!
1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.
2. Психологические особенности детей данного возраста, тестирование родителей
3. Заполнение социального паспорта класса
4. Знакомство с планом воспитательной работы классного рук-ля. Выборы родительского актива.
II. Физическое здоровье пятиклассника.
1. Здоровье наших детей – в наших делах. Итоги медосмотра.
2. Результаты анкетирования
3. Памятка родителям о режиме дня уч-ся
4. Физкультура и спорт в жизни гимназиста.
III. Как помочь детям хорошо учиться.
1. Обсуждение результатов анкетирования уч-ся и их родителей
2. «Без муки нет науки»: итоги 2-ой четверти.
3. Памятка родителям «Как любить детей»
4. Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать.
IV. Воспитание трудолюбия в семье и гимназии.
1. Маленькое дело лучше большого безделья: результаты анкетирования родителей и ребят. Уроки труда в школе. Встреча с учителем труда
2. Диспут «Труд – необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения»
3. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям
4. Что я могу сказать о характере моего ребёнка?
6-ой класс
I. Гимназия: вчера, сегодня, завтра
1. Гимназия глазами родителей (анализ анкет)
2. Анализ работ уч-ся. Сочинения на темы :«за что я люблю (не люблю) свою гимназию», «если бы я был директором гимназии, то...», рисунки на тему «Гимназия будущего»
3. Выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
4. Выборы членов родительского комитета
5. Компьютер в жизни учащегося. «За» и «против»?
II. Счастлив тот, кто счастлив дома
1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.
2. Анализ сочинений уч-ся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни»
3. Хочешь быть счастливым – будь им! (рекомендации «Как организовать семейный праздник»).
III. Самовоспитание – важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.
1. Слово учителя. Программа самовоспитания уч-ся 6-го класса – в действии. Первые результаты.
2. Какие мы? Анализ анкет «Расскажи мне обо мне»
3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребёнка»
4. Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять?
5. Как развить у ребёнка работоспособность?
IV. Успешность обучения: от чего она зависит?
1. Отношение учащихся класса к учебной деятельности.
2. Анализ качества обучения учащихся класса.
3. Рекомендации по повышению педагогической культуры родителей.
7-ой класс
I. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся 12-13 лет и учёт их в воспитании
1. Знание возрастных особенностей детей – необходимое условие их воспитания
2. Различия в развитии мальчиков и девочек (детский врач)
3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня»
4. Увлечения и интересы 7-ков.
5. Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?
II. Особенности учебной деятельности подростков
1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-ом классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учёбе.
2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им.
3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?
4. Плохие отметки и их причины.
III. Отец и мать как воспитатели
1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей (анализ анкет)
3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи
4. Роль отца и матери в семье.
IV. Досуг подростков.
1. Свободное время и его роль в формировании личности подростка.
2. Подросток и ТВ
3. Подросток и улица
8-ой класс
I. Этот трудный возраст.
1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков»
2. Ошибки семьи и гимназии, способствующие появлению «трудных» подростков (социальный педагог)
3. Характер отношений и требований взрослых к подросткам.
4. Учебная дисциплина и её значение в жизни 8-ника.
5. Ваш ребёнок в гимназии и после гимназии.
6. Круг чтения ваших детей.
II. Воспитание у подростков эстетической культуры
1. Эстетическое воспитание подростка – забота о его духовном развитии. Роль гимназии в эстетическом воспитании уч-ся.
2. Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье
III. Твоё здоровье в твоих руках.
1. Воспитание поколения здоровых людей – главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом
2. Программа по физ-ре в гимназии
3. Гигиена подростков (детский врач)
4. Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые
IV. Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков
1. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед.работник)
2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками
3. Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков
7. Ваш ребёнок влюбился...
9-ый класс
I. Воспитание уч-ся школьного возраста 14-15 лет в семье и гимназии
1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.
2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.
3. Проблема «отцов и детей», перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.
4. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам?
II. Правовое воспитание подростков
1. Основные права и обязанности подростков
2. Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки. Статистика правонарушений среди подростков.
3. Роль семьи в правовом воспитании подростков
4. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»
III. Эмоциональная жизнь подростков.
1. Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения
2. Анализ анкет и итоги тестирования уч-ся
3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.
IV. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье и гимназии
1. Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношения к людям, сверстникам, к себе)
2. Самооценка и оценка уч-ся коллективом.
3. Научите ребёнка говорить «Нет. Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям)
4. Эмоции и чувства в разговоре с подростко
10-ый класс
I. Воспитание уч-ся старшего школьного возраста
1. Интересы, склонности и способности старшеклассников.
2. «Какие мы сегодня?» анализ анкет
3. Влияние социальных условий на психическое развитие старшеклассников
II. Трудовое воспитание и профориентация подростков
1. Виды трудовой деятельности в гимназии.
2. Труд подростка в семье (анализ анкет).
3. Помощь подросткам в выборе профессии (изучение психологических особенностей, интересов и склонностей)
4. Профессиональная направленность и профессиональные интересы.
III. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения.
1. Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребёнка
2. Тест «Какие мы родители»
3. Психологические и педагогические игры
4. Как научиться доверять своему ребёнку и пользоваться его доверием?
5. Компания в жизни старшеклассника.
IV. Эстетическое воспитание старшеклассников
1. Эстетическая культура и её сущность в наше время. Общая культура молодёжи
2. Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей
3. Эстетика семейных отношений. Тест для родителей
11-ый класс
I. И всё в последний раз...
1. Мой последний год в гимназии (анкета для родителей и уч-ся)
2. Особенности обучения и воспитания уч-ся в 11-ом классе
3. Психология уч-ся старшего школьного возраста – психология полуребёнка – полувзрослого.
II. Пути – дороги наших дней
1. Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассниками
2. Хочу, могу, надо. Итоги тестирования уч-ся.
3. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации
4. Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.
III. Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам
1. Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы, тревоги
2. Итоги тестирования родителей (тест «Личностная тревожность»)
3. Советы родителям «Как готовить ребёнка к будущей жизни»
IV. Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание
1. Впереди вся жизнь!
2. И всё-таки важно, не кем быть, а каким быть
3. Анализ анкет уч-ся «Последний год в школе», «Какие мы сегодня?»