ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогической и психологической службе
государственного учреждения образования
«Гимназия №35 г. Минска»
ГЛАВА 1 Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы гимназии №35 г.Минска (далее – СППС учреждения образования).
2. В своей деятельности СППС гимназии №35 г.Минска руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением, положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования и его учредительными документами.
3. Общее руководство деятельностью СППС гимназии №35 г.Минска осуществляет директор Т.В.Климко в соответствии с положением о социально-педагогической и психологической службе государственного учреждения образования «Гимназия №35 г. Минска».
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС
4. Целью деятельности СППС гимназии №35 г.Минска является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.
5. Основные задачи СППС гимназии №35 г.Минска»:
обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся;
оказание психологической помощи учащихся.
6. Принципы деятельности СППС гимназии №35 г.Минска:
законность;
уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
конфиденциальность;
научная обоснованность;
профессионализм.
7. СППС гимназии №35 г.Минска в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
изучение условий жизни и воспитания учащихся в семье;
выявление и учет учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
информирование администрации гимназии, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов учащихся и лицах, его допустивших;
осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении учащихся;
участие в формировании навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащихся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
участие в подготовке учащихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
оказание социально-педагогической и психологической помощи учащихся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой гимназией;
участие в организации социально значимой деятельности учащихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;
разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации учащихся, защиты и охраны детства.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС
8. Специалистами СППС гимназии являются педагоги социальные и педагоги-психологи.
9. Деятельность СППС осуществляется на основе плана работы.
План работы СППС является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.
10. Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС в соответствии с планом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается директором гимназии Т.В.Климко.
Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
11. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС гимназии с учетом возраста учащихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
12. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.
13. СППС гимназии оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями учащихся, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.
14. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.
15. График работы специалистов СППС гимназии определяется с учетом особенностей учреждения образования (организацией учебного процесса в две смены) и утверждается директором гимназии Т.В.Климко.
16. Документация СППС гимназии №35 г. Минска включает:
план работы СППС на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования);
планы работы специалистов СППС на месяц;
аналитический отчет о работе СППС за год;
социально-педагогическую характеристику государственного учреждения образования «Гимназия №35 г. Минска»;
материалы по организации и оказанию помощи учащимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи учащимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
17. СППС гимназии работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
18. Деятельность СППС гимназии по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.
ГЛАВА 4 ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ СППС
19. СППС гимназии№35 г. Минска в пределах своей компетенции имеет право:
определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов учащихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
посещать занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, семьи учащихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке в комитеты и управления (отделы) образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, органы внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, защиты и охраны детства;
обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи учащимся.
20. Специалисты СППС гимназии обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности.