I. Общие положения
1. Совет лидеров государственного учреждения образования «Гимназия №35 г. Минска» является представительским органом ученического самоуправления учащихся гимназии и преследует воспитательную цель по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатывание навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско - нравственной позиции.
2. Высшим органом ученического самоуправления в гимназии является Совет лидеров.
3. Руководство Совета лидеров осуществляет спикер совета, избираемый общегимназическим голосованием. Председатели комитетов избираются на заседании Совета лидеров из числа активистов гимназии. Старосты избираются внутриклассным голосованием, администраторы секторов назначаются классными руководителями по согласованию с учащимися.
4. Состав Совета лидеров гимназии:
- спикер Совета лидеров;
- председатель комитета по культурно-массовой работе;
- председатель комитета информации;
- председатель комитета по учебной деятельности;
- председатель комитета по дисциплинарно-правовой деятельности;
- председатель комитета по спортивно-оздоровительной работе;
- председатель комитета по труду;
- старосты 5-11 классов.
5. Координирует деятельность гимназического самоуправления заместитель директора по воспитательной работе (в его отсутствие – педагог-организатор).
6. Заседание Совета лидеров проводится один раз в четверть (в первую неделю) и по необходимости.
7. Решение Совета лидеров считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов.
II. Цель, задачи и основные педагогические принципы деятельности
Цель:
Содействовать становлению правовой, демократической, самоуправляющей гимназии, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.
Задачи:
1. Содействовать развитию гимназического самоуправления.
2. Формировать нравственные качества, воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины.
3. Содействовать развитию гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и законных представителей, вовлечение их в активную деятельность гимназии.
4. Развивать интеллектуальную и духовно - нравственную сферу жизни детей и подростков.
Основные педагогические принципы:
1. Комплексное воздействие нравственной, эстетической, трудовой и физической сфер на сознание, ум и чувства учащихся.
2. Непрерывность и систематичность воспитательной работы.
3. Учет индивидуальных особенностей и организация работы в соответствии с интересами и способностями учащихся.
4. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания на основе добровольности, гибкости педагогического руководства
III. Функции гимназического Совета лидеров
1. Оказывает помощь в координации деятельности всех органов и объединений учащихся гимназии, принимает участие в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся.
2. Оказывает помощь по организации самообслуживания учащихся, их дежурства по гимназии, поддержки дисциплины и порядка.
3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.
4. Готовит и проводит собрания членов самоуправления гимназии.
5. Организует выпуск информационных материалов в гимназии, готовит тематическую подборку материалов для информационных часов в помощь классным руководителям.
6. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших гимназических мероприятий.
7. Заслушивает отчеты о работе рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления в классных коллективах и принимает по ним необходимые решения.
8. Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
9. Решает вопросы ходотайства о поощрении лучших учащихся перед администрацией гимназии.
10. Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
11. Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности, культурно-массовых мероприятиях.
12. Совет лидеров правомочен просить администрацию гимназии о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию педагогических работников гимназии.
IV. Структура школьного ученического самоуправления

V. Права и обязанности членов гимназического самоуправления
Функции участников гимназического самоуправления
Спикер:
- Организует работу Совета лидеров, гимназического самоуправления;
- Проводит заседания Совета лидеров, собрания актива гимназии;
- Контролирует выполнение решений Совета лидеров;
- Координирует связь рабочих групп (комитетов) между собой, связь рабочих групп (комитетов) с Советом;
- Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями гимназии.
Пресс-секретарь:
- Отвечает за ведение документации Совета лидеров;
- Вместе со спикером готовит задания Совета лидеров;
- Приглашает учащихся, учителей и др. на заседания Совета лидеров.
Председатель комитета по учебной деятельности:
- Выполняет решения Совета лидеров по учебному направлению;
- Вносит и реализует предложения по работе Совета лидеров по учебному направлению;
- Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании Совета лидеров;
- Ведет экран успеваемости классных коллективов гимназии;
- Совместно с методическими объединениями учителей и Советом лидеров организует проведение предметных недель в гимназии.
Председатель комитета по труду:
- Выполняет решения Совета лидеров по трудовому направлению;
- Вносит и реализует предложения по работе Совета лидеров по трудовому направлению;
- Осуществляет контроль за дежурством по гимназии, контролирует заполнение карточек контроля дежурства по столовой;
- Участвует в организации и проведении субботников;
- Организует проведение сборов макулатуры;
- Контролирует прохождение учащимися трудовой практики;
- Проводит рейды по проверке состояниязакрепленных за классами участков.
Председатель комитета по культурно-массовой работе:
- Выполняет решения Совета лидеров по учебному направлению;
- Вносит и реализует предложения по работе Совета лидеров по учебному направлению;
- Оказывает помощь педагогам-организаторам в подготовке и проведении всех культурно-массовых общегимназических мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;
- Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.
Председатель комитета информации:
- Отвечает за своевременное информирование учащихся и педагогов гимназии;
- Руководит работой информационно-пропагандистской группы;
- Участвует в подготовке видеоматериалов и презентаций для гимназии;
- Оказывает помощь в оформлении стенда информации.
Председатель комитета по физкультурно-оздоровительной работе:
- Участвует в подготовке и проведении спортивных мероприятийв гимназии;
- Помогает организовывать спартакиады и дни здоровья учителям физической культуры;
- Пропагандирует здоровый образ жизни.
Председатель комитета по дисциплинарно-правовой деятельности:
- Контролирует своевременный сбор и подачу данных об отсутствующих учащихся в гимназии;
- Оказывает помощь педагогу социальному по учету посещаемости учащихся, состоящих на различных видах учета;
- Участвует в заседаниях Совета профилактики;
- Оказывает помощь педагогу социальному, классным руководителям по пропаганде правового поведения и дисциплинарной ответственности учащихся гимназии.
V. Права и обязанности члена гимназического самоуправления
Член Совета лидеров гимназии имеет право:
- интересоваться всем, что происходит в гимназии, задавать об этом вопросы учащимся, представителям органов самоуправления, родителям учащихся, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в гимназии ответственные поручения;
- свободно участвовать в обсуждении вопросов Совета лидеров;
- предлагать Совету лидеров вопросы для обсуждения;
- предлагать Совету лидеров свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
- при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;
- открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия Советом лидеров решения по этим вопросам;
- критиковать деятельность любого органа самоуправления гимназии, класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение любого учащегося или взрослого;
- выполняя поручения Совета лидеров гимназии, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Совет лидеров поручил отвечать;
- в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени Совета (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
- сдавать от имени Совета поручения классным коллективам, а также учащимся гимназии и требовать выполнения этих поручений;
- представлять Совет лидеров в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других гимназических объединениях.
Член Совета лидеров гимназии обязан:
- участвовать в работе заседаний Совета;
- выполнять законы, традиции и правила Совета;
- принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает Совет лидеров гимназии, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях Совета или перед ответственными лицами Совета;
- выполнять поручения Совета и своевременно отчитываться за их выполнение;
- представлять в Совете мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить до сведения Совета лидеров все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес гимназического самоуправления.
VI. Старостат
Старостат - собрание старост класса, проводится 1 раз в четверть (2-я неделя) и по необходимости.
1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.
3. Срок полномочий старосты- 1 учебный год.
4. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и гимназии.
5. Староста класса отвечает:
- за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
- за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
- за организацию самоуправления в классе.
6. Староста класса имеет право:
- созывать и проводить общие собрания класса;
- собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в гимназических мероприятиях;
- давать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
- требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных учащемуся коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
- организовывать класс на участие в гимназических мероприятиях;
- оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
- в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в гимназических мероприятиях;
- определять объем работы дежурных по классу;
- контролировать работу дежурных по классу;
- выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;
- представлять интересы класса на старостате;
- участвовать в подведении итогов гимназических дел (мероприятий), когда это касается класса.
7. Староста класса обязан:
- знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;
- сообщать дежурному администратору, если учебное занятие не началось в течение 10 минут по расписанию;
- знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
- организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;
- заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;
- выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
- учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
- координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
- информировать коллектив класса о решениях Совета лидеров, касающихся класса;
- по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.
8. Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и гимназических мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.
9. Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.
10. За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед:
- общим собранием класса;
- классным руководителем;
- Советом лидеров гимназии.
11. О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается перед:
- коллективом класса;
- старостатом.
12. За добросовестное выполнение своих обязанностей старосты поощряются Советом лидеров в конце учебного года. Лучшие старосты классов могут претендовать на должности в Совете лидеров (начиная с 9 класса).
VII. Законы и правила гимназического самоуправления
Законы Совета лидеров
Закон ответственности
Члену Совета лидеров есть дело до всего, что делается в гимназии. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.
Член Совета настойчиво добивается выполнения решений Совета лидеров, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело.
Член Совета не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Член Совета - пример в отношении к делу, к учебе и к труду.
Член Совета отвечает перед Советом лидеров за свои действия, которые он совершал от имени Совета. За эти действия и за свою работу в Совете он отчитывается на заседании Совета.
Закон внимательности
Член Совета лидеров гимназии внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в гимназии. Член Совета также внимательно читает объявления о заседаниях Совета.
Закон точности
Член Совета лидеров гимназии точен во времени и в делах, держит свое слово.
Закон дисциплины
Член Совета лидеров гимназии, безусловно, выполняет Устав гимназии, все законы, правила, решения и поручения Совета.
На заседании Совета лидеров гимназии действуют Правила:
Правило свободного микрофона
Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим, или истечет время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому "микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.
Правило двух минут для выступления
Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут.
Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".
Правило семи минут для доклада
Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.
Правило поднятой руки
Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно и не перебивая. Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий (председательствующий).
Правило реплик
Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Правило свободы мнений
Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".
Правило конструктивной критики
Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"
Правило блокнота и ручки
На заседания члены Совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.
VIII. Выборы в Совет лидеров гимназии
Совет лидеров гимназии формируется из спикера, пресс-секретаря, председателей комитетов.
- Члены Совета лидеров избираются сроком на один год из учащихся 9-11 классов, рекомендованных на итоговом заседании Совета в предыдущем году – всего 8 человек.
- Выборы спикера Совета лидеровпроводятся во 2 неделю сентября. Кандидатуры выдвигаются из списка членов Совета лидеров. Выборы осуществляются путем тайного голосования. Избирателями являются учащиеся 5-11 классов гимназии, педагогические работники и администрация гимназии.
- Подготовку выборов и контроль за ними осуществляет избирательная комиссия: директор гимназии, заместители директора, педагоги-организаторы.
- Избирательные бюллетени раздаются педагогами-организаторами в каждых классный коллектив (5-11 классы) за подписью старосты класса по количеству присутствующих учащихся на день выборов, всем педагогам гимназии, администрации согласно списку.
- Голосование осуществляется с 10.00 до 16.00 в установленный избирательной комиссией день, после чего осуществляется подсчет голосов в поддержку кандидатов.
- Итоги выборов доводятся до учащихся гимназии и педагогов путем размещения информации на стенде гимназии и сайте учреждения образования.
- Пресс-секретарь и председатели комитетовСовета лидеров избираются на первом заседании из числа членов Совета.
- Работа в Совете лидеров гимназии считается почетным и ответственным поручением учащегося (учащейся). Успешное выполнение этого поручения в течение всего времени избрания действительным или бывшим членом Совета отмечается в характеристике и положительно влияет на оценку поведения учащегося.
- Члены Совета лидеров имеют удостоверения, подтверждающие их полномочия, заверенные печатью и подписями директора гимназии и заместителя директора.
IX. Взаимодействие Совета лидеров гимназии с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью
1. Права учащихся гимназии:
- получать информацию о деятельности Совета лидеров и о его решениях;
- высказывать Совету и, прежде всего, старосте своего класса, критические замечания и предложения по улучшению жизнедеятельности гимназии;
- лично обращаться в Совет с просьбами и предложениями.
2. Обязанности учащихся гимназии:
- выполнять решения Совета лидеров;
- содействовать работе Совета.
3. Взаимодействие классных коллективов с Советом лидеров.
Коллективы 5-11-х классов имеют право:
- высказывать Совету предложения по вопросам жизнедеятельности гимназии;
- коллективно обсуждать решения и действия Совета лидеров, при этом соглашаться, одобрять решения и действия Совета или же критиковать их, высказывать несогласие с ними;
- требовать от представителей в Совете лидеров отчетов об их деятельности и о выполнении поручений.
4. Коллективы 5-11-х классов обязаны:
- выполнять решения Совета лидеров;
- оказывать содействие старосте своего класса в его деятельности как члена Совета.
5. Учителя, другие работники гимназии и родители имеют право:
- участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях Совета;
- критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета;
- высказывать Совету предложения и рекомендации.
6. Учителя, работники гимназии и родители учащихся обязаны:
- уважать решения Совета лидеров;
- в случае несовпадения мнений взрослых и детей создается согласительная комиссия для выработки предложений по урегулированию спорных вопросов и формулированию согласованных решений;
- Совет лидеров имеет право утвердить или не утвердить предложения согласительной комиссии.
7. Директор гимназии имеет право:
- участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях Совета;
- предлагать Совету вопросы для обсуждения на заседаниях;
- высказывать Совету предложения и рекомендации;
- критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета, высказывать им замечания;
- накладывать вето на решения Совета гимназии (т.е. отменять те или иные решения Совета);
- принимать совместно со спикером Совета лидеров решение о роспуске действующего состава Совета.
раскрыть » / « свернуть