Разделы сайта

Главная

Адаптация учащихся 5 классов

В чем особенность адаптации пятиклассников?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной в среднюю школу?

Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?

Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и гимназии.

А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 2 -3 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками", в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курение, много времени проводят за компьютерными играми. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации?

1. Обеспечьте своему ребенку правильный режим, составьте расписание занятий, строго контролируйте соблюдение режима.

2. Если процесс адаптации проходит со сложностями, проблемами незамедлительно просите помощи у классного руководителя или школьного психолога.

3. Развивайте навыки самообучения, расширяйте кругозор.

4. Обращайте внимание ребенка на сильные стороны, хвалите за удачи.

5. Помогайте при выполнении домашних заданий (не решая их, а указывая правильные пути решения), предлагайте помощь в реализации новых идей.

6. Старайтесь не ругать ребенка за плохие отметки, выясняйте причину и помогайте исправить ситуацию, тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.

7. Контролируйте ведение дневника и отметки, делайте это каждый день, тогда не придется в последнюю неделю исправлять кучу предметов.

8. Общайтесь с классным руководителем по мере необходимости, если дело строчное не ждите родительского собрания.

9. При возникновении проблем, не позволяйте себе ругать или критиковать учителя в присутствии ребенка. Любую проблему можно решить разговаривая, а сказанное слово «сгоряча» может привести к формированию неуважения к старшему поколению.