Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Родителям о подростках.

Подростковый возраст – самый неспокойный период жизни. В это время дети как никогда нуждаются в наставниках, хороших примерах для подражания, поддержке и, что важнее всего, в понимании.

Часто родители пребывают в смятении. Ответственные мальчики и девочки вдруг становятся легкомысленными или демонстрируют резкие перепады настроения. Рассудительные в прошлом дети играют в опасные игры или рискуют как-то иначе.

Что же происходит с подростков и как поступать родителям?

Последние данные позволяют выделить четыре фазы развития интеллектуальной, социальной и эмоциональной составляющих личности подростка. Каждой фазе соответствует определённый возраст.

11–12 лет.

Что происходит:

В разгар полового созревания происходит регресс базовых навыков ребёнка. В это время замедляются пространственное обучение и некоторые типы мышления. Участки мозга, ответственные за запоминание того, что нужно сделать в будущем, ещё не сформированы до конца. Поэтому ребёнок может забыть выполнить поручение и, например, не передать записку учителю до начала занятий или сообщить о чем-то важном.

Как поступать родителям:

Помогите чаду развить организационные навыки. В распорядок дня можно добавить ориентиры: оставляйте рюкзак со спортивной формой возле дверей или покажите ребёнку, как настроить уведомления на смартфоне. Можно использовать вспомогательные инструменты наподобие менеджера задач.

Научите ребёнка правильно принимать решения, учитывать все за и против, рассматривать разные точки зрения. Дети, которые к 10–11 годам узнают, как принимать сложные решения, реже беспокоятся, падают духом, участвуют в драках, а также имеют меньше проблем с друзьями в 12–13 лет.

Оставаясь снисходительными и отзывчивыми, родители могут положительно влиять на формирование детского мозга.

Даже, если в семье возникает конфликт, необходимо вести себя терпеливо и доброжелательно. Это поможет подростку обрести повышенную стойкость к тревожным и упадническим настроениям вместе с высокой способностью к самоконтролю.

13–14 лет.

Что происходит:

Наступает крайне эмоциональный этап, родители должны быть к этому готовы. Подростки становятся чувствительными к мнениям сверстников и остро реагируют на них. Причём умение определять, что на самом деле думают окружающие, формируется гораздо позже. Таким образом, в подростковой жизни наступает сложная фаза, наполненная причинами для расстройств.

Устойчивость к нервному напряжению идёт на спад, что влечёт за собой больше слёз и эмоциональных срывов.

Достигает пика уровень стресса, который вызывают отношения с другими людьми.

Исключение из общественных групп и другие социальные факторы сильнее всего бьют по психике в 11–15 лет. В более старшем возрасте эффект ослабевает.

Самые восприимчивые к нервным потрясениям участки мозга всё ещё формируются. Поэтому выработанные на текущем этапе стратегии борьбы со стрессом, могут закрепиться в качестве защитного механизма на всю оставшуюся жизнь.

Как поступать родителям:

Психологи рекомендуют учить подростков таким техникам самоуспокоения, как медитация, советовать им подходящие физические упражнения и музыку.

Помогайте детям общаться со сверстниками, подсказывая, как читать чужие эмоции и язык тела. Призывайте выбирать друзей не по популярности, а по интересам. Советуйте избегать недоброжелателей. Рассказывайте, как налаживать отношения после ссор с помощью извинений, исправлять ошибки, искать компромиссы.

Помните, поддержка семьи – это надёжная защита от стресса.

Необходимо знать, что дружеское отношение родителей, сочувствие и помощь в решении проблем помогают детям приходить в себя после тяжёлых нервных потрясений.

15–16 лет.

Что происходит:

В этот период возникает повышенная склонность к риску. «Система вознаграждения» мозга проявляет повышенную активность, усиливая реакцию на дофамин – нейромедиатор, ответственный за чувство наслаждения и удовлетворения. В результате растёт жажда острых ощущений. Подросток находится в погоне за адреналином.

Чувство страха временно притупляется. Учёные полагают, что таким образом природа заставляет подростков покидать старое жильё и создавать собственное. В этом возрасте человек неадекватно оценивает риск, даже если его предупреждают о повышенной опасности. В этот же период повышается интерес к теме смерти, снижается контроль и критичность. Смерть представляется чем-то мифичным, таинственным.

Важно отметить, что умения заводить друзей и поддерживать с ними хорошие отношения особенно важны на этой стадии.

Подростки, у которых есть верные друзья, реже рискуют: воруют, занимаются незащищённым сексом или ездят с неумелыми водителями. Те же, кто часто ссорится с окружением, более склонны к такому поведению.

Как поступать родителям:

У снисходительных, отзывчивых родителей ещё есть время повлиять на ситуацию. У подростков, что были в хороших отношениях с родными, ответственные за тягу к риску области мозга к 15 годам оставались менее активными. Такая же ситуация сохранялась и 18 месяцев спустя.

Чтобы наладить близкие отношения с ребёнком, проявляйте уважение к нему, участвуйте в решении проблем, избегайте криков и споров.

17–18 лет.

Что происходит:

Гибкость мозга лучше всего проявляется на текущем этапе. Быстро растёт IQ. Причём, самые развитые к этому моменту дети часто ещё больше вырываются вперёд в интеллектуальном развитии.

Участки префронтальной коры головного мозга, ответственные за суждения и принятие решений, в этом возрасте обычно достаточно сформированы, чтобы контролировать эмоции и тягу к риску.

В то же время, развитие таких исполнительных функций, как решение проблем и стратегическое планирование, продолжается до 20 лет. Социальные навыки и соответственные области мозга на этой стадии также ещё не сформированы до конца.

В итоге подростки начинают лучше понимать, что чувствуют и когда проявляют эмпатию другие. Но мотивы и взгляды людей в разных жизненных ситуациях (вроде резкой смены темы разговора) пока остаются не совсем ясными.

Как поступать родителям:

Дайте ребёнку понять, что вы всегда готовы помочь ему разобраться в сложной ситуации или неоднозначном человеке.

И ещё: Одна из основных функций переходного возраста – это процесс отделения подростка от родителей, который, как вы понимаете, не может проходить гладко. Родители должны помнить, что любить – это значит не критиковать, не исправлять, не учить, не подчинять себе… и много других НЕ.

Любовь – это поддержка, которая особенно нужна подросткам, это понимание и принятие своих «взрослых детей» такими, какие они есть, – часто экспериментирующими, нередко дерзкими, а иногда бросающими вызов своей самостоятельной, сложной жизни, находящимися в поиске своей идентичности

Разделы сайта